вторник, 1 декабря 2009 г.

Мостовые мотивы на купюрах евро

Профессор инженерно-строительного факультета Дрезденского технического университета привязал мостовые мотивы на купюрах евро к реальным сооружениям.

Ее редко видят. Не многие держат ее в руках. Только избранные посвящены в историю ее происхождения. Речь идет о купюре в 500 евро. Единственный, по-научному проанализировавший ее и ее меньших сестер - купюры меньшего достоинства, является Манфред Курбах. Профессор инженерно-строительного факультета Технического университета Дрездена хорошо ориентируется в купюрах евро - как настоящий исследователь. «Я следил за мостовыми мотивами на оборотных сторонах купюр,» - говорит  профессор Курбах.
В то время как с введением евро интернет-сообщество теряется в диких догадках о происхождении мостовых мотивов, профессор с выраженной слабостью к мостам путешествует по всей Европе. «История эта уже давно сидит у меня в голове», - говорит Курбах. «В путешествиях я соединял приятное с полезным и сравнивал реальные мосты с мотивами на купюрах.»
Мостовые мотивы принадлежат австрийскому художнику Роберту Калине. Он - служащий Австрийского национального банка выиграл в 1996 году проводимый Европейским Валютным Институтом конкурс дизайна купюры евро. Как "проектировщик банкнот" по теме «Век и стили в Европе», Калина клянется в своем мнении в том, что не использовал никакие мотивы реально существующих европейских мостов в своей графике. Все мотивы стилизованы - отчетливы только исторические эпохи от романтизма до модерна.
Это убедительное основание: евровалюта не должна содействовать зависти или недоброжелательности между национальностями – в то время как, например, французы узнают свой мост на купюре в 200 евро и немцы на пятерке.
Поэтому все изображения мостов на купюрах евро более или менее сильно отчуждены. Однако, сходство первых проектов Калины с реальными мостовыми мотивами было слишком отчетливым, так что Калина должен был перерабатывать изображения мостов во второй раз. Это превратило Курбаха в недоверчивого Дрезденского мостовика. Теперь он полагает, что поймал евро-дизайнера на уловке: „Я звонил Калине два раза, но он заявляет об отсутствии связи с реальными мостовыми образцами.“ Дрезденский профессор по массивным сооружениям чувствовал себя обязанным разобраться с этим, как специалист по мостам, путешественник и ученый.
„Я знаю, что Калина прокручивал диафильмы по мостам“, - говорит Курбах. Вместе с тем нельзя доказать, что дизайнер по ним принял мосты, но предположение по меньшей мере может иметь место. Курбах находит дальнейшие сходства: „Калина должен был бы быть французским болельщиком, так как именно во Франции находится большинство стилевых образов европейских мостов“. Однако, критика Калины полностью несвойственна Курбаху. Его выводы служили лишь процессу образования в Дрезденском университете. Речь идет о том, чтобы показать студентам и заинтересованным, насколько увлекательной является специальность инженера-строителя. Кроме того, можно проводить строго научные исследования по истории. Расспрашивая о мостовых конструкциях, профессор выясняет: „Статика играла в мостостроении существенную роль лишь с 1500 года, так как раньше строители строили по принципу проб и ошибок". Однако, согласно Курбаху, архитекторы не могли так часто ошибаться, считалось, что уже 3 000 лет назад строители мостов несли ответственность за обрушение своей конструкции. „Если при обрушении моста погибала женщина, то казнили жену мастера строительства моста, и так далее“, - рассказывает Курбах одну из своих строительных историй.
Тому, кто достаточно разбирается в мостах, достаточно и своего свободного времи, чтобы привязать стилизованные рисунки мостов на купюрах евро к реальным европейским сооружениям. 

Купюра в 5 евро.
Мост на купюре в 5 евро, согласно Курбаху, вероятнее всего соответствует античному виадуку у г. Ним (Pont du Gard, 19 век. до Р. Х.). „Это архитектурное сооружение - выдающееся достижение, так как благодаря ему стало еще возможным доставлять питьевую воду на расстояние 50 км“, - говорит профессор. „В то время строители имели только древесину и камень“, - объясняет Курбах. И хотя вяжущее средство такое как цемент полностью отсутствовало, мост сконструирован очень изящно - и, тем не менее, стабильно. К тому же, только 17-метровая высота сооружения  представляет собой технический вызов, который был с успехом преодолен. 

Купюра в 10 евро.
Изображение моста на десятке было выполнено по мнению Дрезденского профессора с моста у г. Авиньона (Pont Saint Bénezét). „Мост в стиле романтизма был построен в 1178 г. и его история овеяна легендами“, -  рассказывает Курбах. Один пастух овец предложил свои услуги по строительству моста, но никто не доверял ему этого. Для доказательства своих способностей мировой судья потребовал от пастуха удалить со двора замка тяжелую скалистую глыбу. Если бы пастух справился с этим заданием, он мог бы тогда получить доходный заказ на строительство моста. На следующий день глыба исчезла. Таким образом пастух овец построил Pont Saint Bénezét. Однако как скалистая глыба исчезла со двора замка, в преданиях не сказывается. 

Купюра в 20 евро.

Вероятно, изображение моста заимствовано с готического моста на реке Лот г. Каор (Pont Valentrй, Cahors, 1378). „Это мост с защитными башнями, которые давали защиту взыскателям налогов от преследователей“, - объясняет Курбах. Кроме того, вокруг моста витает таинственная история, связанная с началом строительства сооружения. „ Для того, чтобы начать строить мост, строительный мастер должен был продать душу дьяволу". После окончания строительства черт потребовал дани. Однако, умный мастер попросил оказать ему последнюю службу: черт должен был пронести воду в сите. Так как это ему не удалось, он должен был остаться без души мастера. И все же, черт отомстил ему. „После окончания строительства каждую ночь от конструкции башни откалывался один камень и падал в воду“, - рассказывает Курбах. После того, как строители снова и снова должны были вставлять камень на место, они обратились за советом к мудрецу. Поэтому до сегодняшнего дня один из камней облицовки выполнен в виде скульптуры черта. С тех пор, по словам профессора, камень башни твердо остается на своем месте - злой дух Вельзевул оказался смягченным.


Купюра в 50 евро

Возможным образцом для изображения на купюре в 50 евро  мог стать мост в Тулузе (Pont Neuf, 1632). „Особенность этого моста эпохи Возрождения состоит в том, что он в значительной степени построен из кирпичей“, - объясняет Курбах. Тогда это было скорее необычным, но, вероятно, строители просто не имели достаточного количества камней. Поэтому только отдельные усиливающие подкосы сделаны из природного камня. „Как я убедился на месте, отсутствует несколько кирпичей кладки с низовой стороны моста.“ Однако, это не оказывает никакого воздействия на стабильность конструкции, обещает он.



Купюра в 100 евро.
Архитектурный стиль барокко мостовой конструкции на купюре в 100 евро происходит, вероятно, от архитектора Жана-Рудольфа Перронета (Pont de Neuilly, в 1772). „Этот мост строился в потрясающем соотношении 9 к 1“, -  говорит Курбах. Оно описывает отношение длины пролета арки к толщине опоры. Так как тогда, согласно Курбаху, едва ли имелись сведения о статике, это было бы на то время по настоящему рискованным предприятием. „Архитектор был любителем больших выходов “, - рассказывает Курбах. Во время народного праздника деревянная опорная конструкция с большим грохотом была взорвана. Все же, спектакль был хорошо подготовлен: „За день до того архитектор уже тайком отсоединил леса от моста“, - говорит Курбах. Поэтому мост при подрыве строительных лесов, тем не менее, не мог бы также рухнуть. 


Купюра в 200 евро.
Хотя Великобритания вовсе не входит в еврозону, но изображение моста на купюре в 200 евро  напоминает Курбаху об интересной конструкции Томаса Телфорда (Spey-Bridge, Craigellachie, Schottland, 1814). Мост построен во времена индустриализации. Это очень типичная конструкция для того времени, которая однако имеет существенную особенность. „На похожей на башню опоре ночует молодежь под защитой парапетов“, - описывает Курбах свои наблюдения на месте. Другой мост, который подошел бы под мотив на купюре в 200 евро, был построен в 1870 г. при Cahors - это железнодорожный мост. „Франция была лидером в строительстве мостов со стальными усиливающими подкосами“, - говорит Курбах. В качестве альтернативы Манфред Курбах также предполагает возможным рассмотрение Дрезденского моста "Голубое чудо". „ Мост "Голубое чудо" также неповторим и стилистически также бы исключительно подошел.“ 


Купюра в 500 евро.
Мост на самой дорогой в настоящее время купюре евро, является для нее идеальным образцом, вероятнее всего это мост у г. Гавр (le Havre, Port de Normandie, 1995). "Это очень роскошный вантовый мост“, - говорит Курбах, "который к тому же является самым большим в Европе.“ Почему дизайнер банкнот Калина мог бы избрать этот вид мостовой конструкции для самого дорогого денежного знака? Потому что он символизирует связь между государствами Европы или же, потому что подобный замечательный образец архитектуры так же редок, как купюра в 500 евро. Но все это является только дальнейшим предположением.

Вульф Штибенц
(перевод с нем. Виктор Бопп)

2 комментария:

  1. Все же непонятно, почему на большинстве банкнот евро изображены мосты именно Франции. Ведь никакая страна валютного союза не должна иметь таких преференций перед другими странами Еврозоны. Хоть эти преференции и не финансовые вовсе ;)

    Спасибо за хороший перевод интересной статьи! Я давно интересуюсь всем, что связано с Францией, но про связь евро-купюр с французскими мостами слышу впервые.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий. По моему мнению изображения мостов на купюрах евро все-таки достаточно стилизованы и разные люди видят их по своему. Но без сомнения дизайнер что-то брал за аналог.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...