среда, 11 августа 2010 г.

В мостостроении возможно почти все



Мосты будущего возводят из специального бетона, армированного стекло- или углеволокном. Они легки и гибки. В дорожном покрытии установлены различные электронные датчики.

Томас Юнглинг 
(перевод с немецкого: Виктор Бопп)

Новый мост между Гонконгом и материковым Китаем запланирован к строительству, но не все так просто. В Гонконге имеют левостороннее движение, тогда как в Китае - правостороннее. Чтобы избежать критических ситуаций или длинных очередей ожидания при изменении сторонности движения по мосту, архитекторы NL Architects разработали своеобразный мостовой коктейль: правая полоса движения в Китае отделяется, проводится под левой полосой и таким образом на гонконгской стороне становится левой полосой (см. иллюстрацию). Принцип гениален так же, как и прост. Однако претворение в жизнь данной идеи явно не так просто. 

Чтобы построить такой мост, инженеры не могут использовать обычный бетон. Для рассматриваемой конструкции он был бы слишком жестким и слишком тяжелым. Тем более, что архитекторы предусматривают еще устройство искусственных островов, чтобы размещать там магазины или рестораны. Для этого подойдет только легкая и прочная конструкция. 

Будет ли мост когда-нибудь построен – вопрос спорный, тем не менее, наиболее актуальные дорожные проекты указывают на концепцию мостостроения будущего. Мосты станут значительно легче чем сегодня, применяемые материалы – более гибкими, что сделает возможными рискованные ныне конструкции. В поддержанном ЕС проекте NR2C (New Road Construction Concept) исследователи показывают, как мостостроение и дорожное строительство будут развиваться в течение последующих 30-ти лет.

Обычный бетон уже скоро можно будет просто не встретить на улице. Его место займет ультрасовременный волокнистый бетон, утверждая новое специальное понятие. В настоящее время инженеры экспериментируют с так называемыми сэндвичными конструкциями, в которых интегрированы стекловолокна или волокна углерода. Это уменьшает вес мостовых сооружений, в то время как они остаются устойчивыми. Однако данные материалы еще слишком дороги, чтобы использовать их повсеместно.

Нужно по-новому интегрировать такие пластмассы как полистирол, равно как применять  во внутренних слоях дорожного покрытия пенообразующие, а также материалы с сотовой структурой. Это позволяет дополнительно экономить вес при сохранении неизменной прочности. В будущем частично собранные мосты будут транспортироваться в район строительства, куда будут прибывать в виде небольших легких секций, которые можно монтировать с применением простой механизации. 




Стыки будут заполняться новыми смесями из строительного раствора и гранулятов. Если секция повреждена, ее можно поменять с небольшими затратами труда. Вместе с тем возможны и многие другие мостовые модели, что можно видеть на представленных фото. Например, разворачивающийся мост в Лондоне, который развертывается и укладывается через канал при приближении пешехода, или пешеходный мост «Волны Хендерсона», который идет волной через парк в Сингапуре. Речь идет о мостах будущего, однако, дело не только в эстетике, движение транспорта в будущем по видению техников проекта NR2C предъявляет дорожному строительству ряд дальнейших требований. 

До 100 лет должен увеличиться в будущем срок эксплуатации дорог. Обработанное с применением нанотехнологий дорожное покрытие должно само самоочищаться и восстанавливаться. В крайнем случае, ямы в дорожном покрытии обрабатываются специальным аэрозолем и таким образом устраняются. Такие аэрозоли могут также помогать поддерживать дорожное покрытие в эластичным состоянии, чтобы не давать ему растрескиваться. В крайнем случае можно просто легко заменить дорожное покрытие будущего на новое. Имеющиеся в покрытии небольшие отверстия гасят звук. Движение транспорта таким образом становится более бесшумным, а сопротивление качению оказывается незначительным. 

Кроме того, исследователи проекта NR2C прогнозируют, что дорожное покрытие будет оснащаться в будущем достаточным количеством электронных датчиков. Дорожное покрытие может менять разметку проезжей части. В утренние часы пик в направлении центра города автоматически добавляется дополнительная полоса, которая берется со встречного направления транспорта. При возникновении аварии или угрожающем скоплении транспорта дорожная разметка может трансформироваться, информируя, например, что полоса для экстренной остановки освобождена или покрытие благодаря световым знакам рекомендует автотранспорту на улице воздержаться по возможности от выезда на автостраду, чтобы движение там не застопоривалось.

Сенсоры в дорожном покрытии регистрируют изменение освещенности, обеспечивая своевременное включение освещения, чтобы водители имели лучшую видимость. Другие детекторы сообщают при угрозе обледенения. 

В проекте NR2C рассматривается применение асфальтового покрытия в рулонах, когда для устройства, например, объездной велосипедной дорожки, рулон дорожного покрытия просто раскатывается и фиксируется к грунту. В разработке также находятся гибкие, устойчивые и легкие мостовые конструкции. При продолжительных строительных работах, например, для доступа к заблокированным участкам над районом строительства просто раскидываются и монтируются эстакады из этих конструкций. В то время как дорожное покрытие ремонтируется, транспорт просто идет над ним.

2 комментария:

  1. Спасибо за ваш Блог!
    Прочитал с удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  2. Искренне рад, что Вам понравилось. Заходите еще.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...