среда, 7 декабря 2011 г.

Екатеринбургский метрополитен. Архитектурные решения


По материалам книги "История Уралгипротранса: 1936 - 2006 г.г." - Екатеринбург, 2006 - 464 стр. Книга издана к 70-летию со дня образования Уралгипротранса.

Стремление создать неповторимый облик первого на Урале метрополитена способствовало поиску соответствующих архитектурно-художественных форм с широким использованием местных отделочных материалов при оформлении станций и вестибюлей.

Для определения характера архитектурно-художественного оформления интерьеров первых станций Екатеринбургского метрополитена в 1985 году был проведен городской конкурс на лучший архитектурный проект. По итогам конкурса определились коллективы-победители, которым было поручено в дальнейшем вести разработку рабочей документации. Из представленных на конкурсе 6-ти станций интерьеры 3-х станций: "Уральская", "Уралмаш", "Проспект Космонавтов" - разработанные и представленные на конкурс авторским коллективом института Уралгипротранс под руководством архитектора С.У. Зиганшина, были признаны лучшими. В состав творческого коллектива входили следующие архитекторы: В.Р. Рабинович, М.Л. Губанкова, А.Д. Иванова, Н.А. Александровская, В.М. Краев, Л.Н. Луговая, Н.Д. Чеботарева. Являясь идейным и художественным руководителем участвующего в конкурсе авторского коллектива, С.У. Зиганшин осуществлял руководство по разработке рабочей документации указанных станций.

Станция "Уральская"
Архитектурный облик ст. "Уральская", являющейся своего рода "воротами в город", призван символизировать силу и мощь Урала. Интерьер станции лаконичен и строг. Могучие каменные пилоны поддерживают тяжелые арки сводов. Под сводом, освещая средний станционный зал, висят массивные декоративные люстры, выполненные из кованного металла. Путевые стены облицованы живописным мрамором Нижне-Тагильского месторождения, пилоны коелгинским белым мрамором, полы выложены гранитом с включением мозаичных вставок геометрического рисунка.

Станция "Уралмаш"
Архитектурно-художественное оформление ст. "Уралмаш" посвящено благородной теме труда уральских рабочих. Свод станции представляет собой резьбу гигантского винта с размещенными в верхней части прорезей-кессонов лаконичными светильниками. Свод опирается на массивные каменные путевые стены, имеющие зубчатое очертание в месте сопряжения стены и ребер свода. На торцевых стенах платформенного участка размещены художественные барельефы из металла.

Станция "Проспект Космонавтов"
Архитектурно-художественное решение интерьера станции "Проспект Космонавтов" построено на сложном сочетании светоцветовых контрастов. В центральном пролете осевым ядром станции служит активный ритм круглых кессонов потолка, подсвеченных изнутри люстрами. Пульсирующий холодный свет люстр отражается в полированной стали колонн и черных путевых стен, облицованных першинским мрамором. Отблески холодного света на путевых стенах перекликаются с яркими цветными пятнами флорентийской мозаики. При выходе из платформенного в вестибюль пассажир попадает как бы из "космической ночи" в яркий, светлый "зимний день". Стены и потолки вестибюля белые, много света. Все это создает своеобразный психологический эффект возвращения на Землю.

Над созданием екатеринбургского метрополитена работали большие коллективы проектировщиков, строителей, заказчика, представителей властных структур. Благодаря их усилиям метрополитен сегодня осуществляет перевозку пассажиров. Наибольший вклад в его создание внесли специалисты Уралгипротранса, благодаря знаниям, приобретенному опыту и творчеству которых первый на Урале екатеринбургский метрополитен выполняет транспортное обслуживание пассажиров, имеет свой неповторимый образ и является неотъемлемой выразительной чертой в облике г. Екатеринбурга.

4 комментария:

  1. классно про три станции... а про остальные там есть? очень хочется узнать про остальные, и еще про проекты, которые не стали воплощать, ужасно интересно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за проявленный интерес. К сожалению, архитектурные решения по остальным станциям в книге не описаны, лишь конструктивные решения. Видимо авторы остановились лишь на первых станциях, по которым они разрабатывали архитектурный раздел. О каких неосуществленных проектах Вы ведете речь?

    ОтветитьУдалить
  3. Насколько я слышала, проектов каждой станции было (да и должно быть по идее) несколько - ну чтоб было из чего выбрать :) и наверное, те, которые не стали победителями, тоже оказались как-то интересны. А где их вообще можно увидеть сейчас? У нас ведь музея метро нет.. или уже есть?

    ОтветитьУдалить
  4. Может у архитекторов Уралгипротранса что-нибудь и сохранилось, в свое время у них в офисах много чего на стенах висело. В УГТ, кстати, есть и свой музей, может там что есть.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...